Бизнес, развитие которого нацелено на успех, должен иметь четко проработанный маркетинговый аудит, анализ конкурентного рынка, обзор перспектив продвижения в профессиональной области. Любая специализированная деятельность связана с необходимостью систематизации основных производственных этапов. Реализация товара или услуги, расширение клиентской базы и партнерской сети не возможно без грамотного бизнес плана.
Бизнес план является маркетинговым инструментом, позволяющим оптимизировать основные производственные процессы, привлечь инвестиции и оценить рентабельность проекта. В зарубежных странах подобные документы уже давно используются в качестве основных свидетельств надежности коммерческих организаций, в нашей стране бизнес планирование только вошло в стадию активного развития. Классический финансовый план, как правило, выполняет следующие функции:
- Доказывает надежность бизнеса, делая его выгодным объектом для инвестирования.
- Формирует кадровую и финансовую политику компании.
- Предоставляет анализ перспектив развития бизнеса, сроков его окупаемости.
- Дает возможность быстро реагировать на все изменения конкурентного рынка.
- План ставит конкретные цели, которые должно достичь предприятие в процессе развития бизнеса.
Таким образом, бизнес план позволяет описать главные аспекты коммерческой организации, определить проблемы, с которыми она может столкнуться в процессе развития бизнеса, и найти пути их решения.
Составление плана должно основываться на исследовании конкурентной области, анализе направления и эффективности проекта. Следует учитывать, что впоследствии план будет предоставляться вашим клиентам и партнерам как обоснование надежности, и рентабельности бизнеса.
План для развития бизнеса разрабатывается с учетом особенностей и характеристик конкретного предприятия, однако, существуют общие стандарты написания. В первую очередь, данный документ должен представлять компанию — ее название, фактический и юридические адреса, контактную информацию, реквизиты и сферу деятельности – эти сведения пишутся на титульном листе. Далее следует резюме, которое содержит краткое описание проекта. Эта часть не должна занимать более 2—3 страниц, главная ее цель – заинтересовать в дальнейшем ознакомлении с документом.
Основная часть плана начинается характеристикой компании — ее истории, целей, достижений, положения бизнеса на конкурентном рынке, организационной структуры и т. д. Ключевую роль играет объективность предоставления информации, она свидетельствует о надежности и серьезном положении вашего бизнеса. Описание предприятия продолжается исследованием целевой аудитории и рынка сбыта продукции или услуг.
План обязательно должен включать маркетинговый анализ и стратегию продвижения бизнеса, содержащие анализ рекламных кампаний, исследования потребительской мотивации и др. Сведения о финансовой и кадровой политике представляют план производства и схема структурных подразделений компании.
Любые примеры бизнес планов содержат финансовый отчет, показывающий, какой объем ресурсов потребуется для реализации проекта, и определяющий сроки его окупаемости.
Требования, предъявляемые к бизнес-плану
Бизнес — план предназначен для того, чтобы потенциальный инвестор или кредитор ознакомился с проектом и заинтересовался в его реализации. Бизнес план должен быть написан в стиле рекламного проспекта, информация в нем должна быть объективна и достоверна. Все выводы и гипотезы, описанные в бизнес-плане, должны быть основаны на доказательствах, которые подкреплены достоверными фактами и примерами из реальной практики бизнеса. В бизнес-плане должна быть предусмотрена система показателей, с помощью которых можно отслеживать сроки выполнения работ, объем производства, план продаж, а также проведение план-факт анализа. Объем бизнес-плана, как правило, не должен превышать 60 – 80 страниц текста формата А4.
Финансовый раздел бизнес плана
Финансовый план — это раздел бизнес-плана, в котором прогнозируются доходы и расходы по проекту. Вместе с анализом рынка и маркетинговым планом, финансовый план является неотъемлемой частью бизнес-плана.
Презентация бизнес-планов.
Презентация — это последовательный набор слайдов, которые содержат текст, таблицы, графики и т.п. Назначение презентации состоит в том, чтобы быстро отразить суть проекта и показать коммерческую эффективность.
Зачем нужны готовые бизнес-планы проектов?
В Интернете можно найти много готовых бизнес-планов. Иногда возникает желание переделать готовый бизнес-план под свой проект. Такой путь – не работает! Каждый проект – индивидуален. Даже если возникает ощущение, что ваш проект – точно такой же, при детальном рассмотрении окажется, что это не так. Готовые бизнес-планы могут только указать на возможную структуру документа, но не более того. Организовать бизнес по таким бизнес-планам не получится. Только индивидуальный подход к каждому проекту позволяет подготовить действительно профессиональный бизнес-план, учитывающий все аспекты реализации проекта.